Комментарий Министра финансов РФ А.Г. Силуанова о мерах поддержки регионов «Российской газете»
Благодаря проведению большинством регионов совместно с федеральным
центром ответственной долговой политики за последние годы удалось
стабилизировать ситуацию с долговой нагрузкой региональных бюджетов.
Показатель долговой нагрузки (соотношение общего размера государственного
долга и объема налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов) на 1
апреля 2021 года составил 26,0%, что существенно ниже максимальных значений,
зафиксированных после кризиса 2014 года (36,5%). Расходы на обслуживание
государственного долга по итогам 2014 года составляли 107,2 млрд. рублей, или
на 31,5% больше, чем в 2020 году.
При этом сложившийся на 1 апреля 2021 года уровень государственного
долга (26,0%) связан в том числе с минимальными долговыми обязательствами
г. Москвы, без учета которой долговая нагрузка субъектов Российской Федерации
составляет 35,8%.
В условиях волатильности мировой экономики, которая в том числе
сказывается и на динамике поступлений доходов в бюджеты, проведение
ответственной долговой политики – важная составляющая обеспечения
стабильности бюджетов и безусловного исполнения социально значимых
расходных обязательств.
Безответственная долговая политика несет прямую угрозу выполнению
государством обязательств перед населением (выплата заработной платы,
социальных пособий, расходов на здравоохранение и др.).
Предлагаемое ранее рейтинговым агентством S&P увеличение объема
государственного долга регионов до 60% от налоговых и неналоговых доходов
приведет к росту расходов на обслуживание государственного долга на сумму
около 200 млрд. рублей и необходимости сокращения в соответствующем объёме
социальных расходов регионов. Осложняет эту проблему и риск увеличения
процентных ставок по займам.
В международной практике существуют примеры того, как проблемы с
субнациональным долгом негативно сказывались на социально-экономической
стабильности всего государства (Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия и др.).
Поэтому в соответствии с посланием Президента Российской Федерации
Минфином России будут реализованы инициативы, направленные на облегчение
долговой нагрузки субъектов Российской Федерации с одновременным
предоставлением возможности увеличения инвестиционных расходов.
В текущем году будет запущен механизм дополнительной поддержки в виде
льготных бюджетных кредитов с длительным сроком их использования.
Минфином России будет оказана поддержка регионам, имеющим
значительную задолженность по рыночным заимствованиям. Объем такой
поддержки составит порядка 176 млрд. рублей и позволит сократить долю
рыночной задолженности до 25% налоговых и неналоговых доходов.
Также Минфином России до 2023 года регионам будут предоставлены
бюджетные кредиты для создания объектов инфраструктуры в объеме
до 500 млрд. рублей.
Кроме того, будет проведена реструктуризация задолженности бюджетных
кредитов, предоставленных субъектам в декабре 2020 года. Высвобождаемые
средства в объеме до 218 млрд. рублей будут также являться дополнительным
источником финансирования региональных объектов инфраструктуры в целях
реализации новых инвестиционных проектов.
Для реализации указанных инициатив подготовлены поправки в бюджетное
законодательство. Также в целях предоставления дополнительной возможности
увеличения регионами расходов инвестиционного характера за счет
дополнительной помощи из федерального бюджета в рамках заключенных с
Минфином России соглашений будет предусмотрено право увеличения долга
регионов до 50% объема налоговых и неналоговых доходов, при этом для
устойчивых регионов по отдельным решениям его уровень может составить до
Субъекты Российской Федерации никак не ограничены в возможности
самостоятельно увеличивать объем государственного долга пропорционально
росту экономики и доходов региональных бюджетов.
Указанные инициативы будут являться дополнением к широкому спектру
инструментов поддержки развития территорий, уже реализуемых в настоящее
время федеральным центром.
Предложенные Правительством меры направлены на формирование
ресурсной базы регионов не за счет увеличения долговых обязательств и создания
риска устойчивости бюджетов, а путем развития экономик субъектов РФ и
наполнения их бюджетов доходными источниками.
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
- Меры по противодействию коронавирусу COVID-19
- Открытый бюджет
- Противодействие коррупции
- Вакансии
- Обсуждение проектов документов
- Почта
- Контроль в сфере закупок
- Общественный совет при министерстве
- Электронный бюджет
- Открытые данные
- Парус - Муниципальный учет
- Финансовый менеджмент
- Республиканский бюджет
- Межбюджетные отношения
- Государственный долг и кредиторская задолженность